Современная мода — это симбиоз высоких технологий, стиля, а порой и заботы об окружающей среде.
Так, кто-то предлагает пичкать одежду микросхемами, следящими за здоровьем и активностью человека, а вот Сюзан Ли предлагает делать одежду из чайного гриба — экологично и безопасно!
Сюзан предложила сушить этот гриб на манекене и делать из него одежду.
А между тем, история чайного гриба уходит вглубь веков в истории Японии, Китая. Чайный гриб состоит из дрожжеподобных грибов и уксусных бактерий. Желтоватая медуза, которая питается сахаром и заваркой, дает настой, который называют чайным квасом. В память о случае, когда этот удивительный напиток вылечил больной желудок японского императора, в Японии чайный гриб называют именем корейского врача Комбу. Японские гейши пили его для поддержания стройности, настоем отбеливали кожу и ополаскивали волосы для придания силы и блеска.Стоит ли сомневаться в экологичности такой одежды?
Кусок целлюлозы, плавающий в баке с зелёным чаем, ничем не напоминает платье от-кутюр. Но под действием микробов, которые активизируются в тёплой жидкости, он расширяется и как будто оживает. Через несколько недель роста, обработки и сушки липкий кусок сахара превращается в жакет с экстравагантным рисунком или в искусственную кожу на стильных ботинках.
Сама идея и рецепт приготовления принадлежат Сьюзан Ли, лондонскому дизайнеру одежды, которая стала первооткрывателем индустрии выращенной в пробирке моды.
– Необходимо отойти от материалов, созданных из нефти, – говорит она. – Сейчас текстильная промышленность пытается переосмыслить этот «грязный» способ производства. Задача дизайнеров в этом смысле – найти наиболее рационалный способ использования новых материалов.
Вместе с ведущими биологами и инженерами Ли разработала свою универсальную концепцию. Целлюлоза принимает форму любого контейнера, в которой она растёт, чтобы придать ткани цвет. На стадии ферментации Ли добавляет красители, а когда материал окончательно вырос и его высушили, полученную ткань можно раскраивать и сшивать.
Влияние на окружающую среду в данном случае минимальное – никаких химикатов в материал не добавляется. Ткань полностью биоразлагаемая.
Идея Ли вдохновила молодых дизайнеров. В 2013-м группа студентов выиграла престижную награду Young Green Champions, воспользовавшись её рецептами. Ли очень ими гордится, но считает, что молодёжи в этом деле нужны кураторы. «Тут как с приготовлением пищи, – говорит она. – Если что-то пойдёт не так, можно и заболеть».
Одежда – только начало. В будущем органические материалы могут использоваться для создания мебели, техники и в архитектуре – «выращенные» кирпичи уже используют.
– Мы должны начать думать иначе, – говорит Ли. – От нас зависит, когда наступит время живых материалов.
Как пионер в своей сфере, Ли стала консультантом для других компаний. Например, она начала разрабатывать «выращенную кожу» совместно с американским стартапом Modern Meadow, которые уже несколько лет выращивают мясо в лаборатории.
– Сейчас инвестиционный климат для этой отрасли позитивный, – говорит глава Modern Meadow Андрас Форгакс. – Мы смогли привлечь капитал, вчетверо превышающий наш изначальный план.
Андрас Форгакс предполагает, что инновационные вещи появятся на рынке до 2016-го года. Цена на них должна быть довольно высокой, чтобы подчеркнуть отличе от вещей из традиционных материалов. Однако он надется, что расходы быстро сократятся и одежда из нового материала появится и в бюджетных магазинах.